Переработка батареек в Одессе

 

word

Один из наших активистов подготовил доклад на Отчетную конференцию в НУ «ОЮА», которая проходила 20.04.2013 на территории университета.

Автор: Токарь С.С. студент 4-го курса факультета гражданской и хозяйственной юстиции

Национального университета«Одесская юридическая академия»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ УТИЛИЗАЦИИ ХИМИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ТОКА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

На данный момент рынок переработки вторичного сырья в Украине находится в начальной стадии своего развития. Мы стоим в той отправной точке, когда вместе с осознанием экономической выгоды от данного вида деятельности законодатель должен принять ряд мер для развития правосознания граждан, в том числе путем внедрения элементов культуры раздельного сбора мусора. Потому как без активного участия граждан любые инициативы по выборочному сбору отходов не будут приносить ожидаемых результатов.

В вопросе сортировки отходов, на мой взгляд, наиболее интересным является рынок химических источников тока. Батареи и аккумуляторы окружают нас повсюду: в мобильных телефонах, часах, автомобилях, ноутбуках. И зачастую, выбрасывая их вместе с бытовыми отходами, мы не задумываемся о негативном воздействии оных на окружающую среду. Хотя такие, далеко не безвредные для природы и человека субстанции, как ртуть, свинец, кадмий, содержатся практически в каждой батарейке и, попав на полигон бытовых отходов, вместе с обычным мусором оказывают непоправимый вред окружающей среде. Наиболее действенный и эффективный механизм, решающий проблемы оборота, сбора и переработки химических источников тока, успешно функционирует в Европейском Союзе и, на мой взгляд, Украине стоит поучиться именно на этом примере.

Законодательство ЕС относительно химических источников тока касается всех батарей и аккумуляторов, за исключением тех, которые используются в космической и оборонной сферах. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере оборота и утилизации батареек и аккумуляторов в ЕС, является Директива «О батареях» (Directive 2006/66/EC of the European Parliament and of  the Council of 6 September 2006 on batteries and accumulators and waste batteries and accumulators and repealing Directive 91/157/EEC).

Данный акт регулирует как оборот химических источников тока, так и процедуру их сбора и дальнейшей переработки. Директива  предусматривает ряд запретительных мер относительно наиболее опасных типов источников тока, содержание вредных веществ в которых превышает установленный законом порог, также  регулирует порядок и способы утилизации батарей и аккумуляторов, создает схемы по их сбору и предусматривает минимальный перечень требований для производителей , включающий правила маркировки, а также  уменьшение количества вредных веществ, в том числе ртути, кадмия и свинца используемых при производстве.

Директива прямо запрещает:

  1. Батареи и аккумуляторы, в состав которых входит более чем 0,0005% ртути, от общей их массы (за исключением элементов  «таблеточного» типа).
  2. Батареи и аккумуляторы, вмещающие кадмий в массовой доле 0,002% (за исключением элементов, использующихся в системах экстренных служб и устройств оповещения о тревоге, медицинского  оборудования и аккумуляторных электроинструментов)

Данным актом ограничиваются «грязные» методы утилизации, такие как сжигание химических источников тока и их захоронение. Тысячи тонн ценных металлов, таких, как  никель, кобальт и серебро могут быть высвобождены, если существующий объем батарей и аккумуляторов на рынке ЕС утилизировать с использованием современных «зеленых» технологий.

По общему правилу, потребители должны иметь возможность сдать использованные батарейки бесплатно, в той же торговой точке, где они были куплены, без каких-либо обязательств по приобретению новых. Дистрибьюторы обязаны вывозить отработанные элементы одновременно с поставкой в торговую точку новой продукции.

Директива ставит своей целью добиться возврата отработанных батареек в размере 45% от общего объема сбыта к 2016 году.

Одной из главных задач переработки подобных отходов является получение из них ценных металлов, таких как никель, кобальт и серебро. Средства, полученные от реализации данного сырья,  должны направляться на покрытие расходов, связанных с утилизацией батарей.

Ключевым принципом выступает финансирование мероприятий по сбору, транспортировке и переработке именно производителем. И если последний заинтересован в присутствии на Европейском рынке своих продуктов – то он обязан выполнять все требуемые предписания, также включающие в себя маркировку и уведомление конечных потребителей о негативном воздействии на здоровье веществ, содержащихся в батарейках, о необходимости отделять отработанные источники тока от бытового мусора, о действующих в Союзе схемах по переработке, а также о том, как каждый гражданин Союза может поспособствовать делу утилизации в целом.

В заключение хотелось бы отметить, что, высокое содержание кадмия и никеля в сырье указывает на то, что затраты на извлечение ценных металлов из химических источников тока могут быть меньше затрат на добычу, обогащение минерального сырья и его переработку, что позволяет рассматривать отработанные батареи и аккумуляторы не только как отходы промышленности, но и как ценное вторичное сырьё. Несмотря на то, что Украина обладает необходимыми производственными мощностями для утилизации батарей и аккумуляторов, — они не задействуются в полном объеме. Нашему законодательству не хватает более тщательной проработки механизмов по сбору, логистике и переработке данных отходов, чем те, что представлены в ЗУ «О химических источниках тока» от 23.02.2006 (Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3503-15). Необходимо четко разграничить права и обязанности потребителей и в особенности производителей.

 

 

 

 
Комментарии:

Добавить комментарий

Войти с помощью: